АБС

Антиблокировочные системы (АБС) появились в конце 70-х в качестве дополнительного оборудования дорогих моделей Мерседесов, Ауди, БМВ. Но с годами они получили распространение на более дешевых машинах и все чаще применяются как стандартное оснащение. Поэтому многие владельцы иномарок могут оценить достоинства этого устройства.

Антиблокировочная система - это автомат, обеспечивающий торможение в прерывистом режиме. Чтобы точнее понять суть дела, представим себе, что мы едем на отечественной легковой машине, на которой никогда не было АБС. Вспомните шоферскую науку: в дождь, в гололед, на укатанном снегу нельзя резко тормозить "в пол". Тормоз не выжимают до упора, а "качают" педаль: надавил - и сразу слегка отпустил, снова надавил - отпустил и так до полной остановки. Часто даже экстренное торможение не спасает от наезда на внезапно возникшее препятствие, но еще можно сманеврировать и уйти от столкновения - надо только отпустить тормоз. Но водитель инстинктивно давит на педаль и становится заложником заблокированных колес.

Посмотрим, что происходит с автомобилем при резком и прерывистом торможении.
Итак, педаль выжата, давление тормозной жидкости в контурах максимальное, колодки прижаты к барабанам и дискам. Но автомобиль все еще движется по инерции! Пока колеса вращаются, сила трения в точке контакта колеса с дорогой значительно выше, чем когда колеса заблокированы. Грубо говоря, пока колесо вертится, оно цепляется, хватается протектором за дорогу, даже скользкую. Но вот сработали тормоза, колеса остановились, потеряли часть своих сцепных свойств, и машина уже не катится, а скользит по дороге.

Прерывистое торможение позволяет выгодно чередовать блокировку и качение. Педаль нажата - давление жидкости повысилось, колодки сжали диски или барабаны, колеса теряют скорость, вот-вот остановятся и начнут скользить. Но в этот момент педаль отпущена - давление упало и сцепление колес с дорогой восстановилось. Настало время снова притормозить, не позволить колесам раскрутиться, чтобы вскоре, опять слегка отпустив педаль, не дать заскользить. Конечно, тормозной путь при этом увеличится, зато машина по-прежнему слушается руля.