Устройство АБС

Классическая АБС состоит из электронного блока управления, гидроагрегата зубчатых колец и датчиков скорости вращения колес. Зубчатое кольцо установлено в ступице и вращается вместе с колесом. Датчик же расположен на расстоянии 1 - 2 мм от кольца, но уже на неподвижной части подвески. По мелькающим мимо зубчикам кольца он определяет скорость вращения колеса и постоянно информирует о ней блок управления. Благодаря одновременной работе всех датчиков блок постоянно следит за скоростью вращения каждого колеса.

Когда водитель слишком резко нажимает на тормоз, скорость вращения колес уменьшается настолько, что возникает угроза блокировки и потери сцепления шин с дорожным покрытием. Блок управления отслеживает это и в нужный момент открывает электромагнитные клапаны гидроагрегата, вмонтированного в тормозную магистраль. Клапаны открываются, и сливной насос агрегата начинает откачивать жидкость из контуров. Давление падает, колодки разжимаются, сцепление колес восстанавливается.

Как только от датчиков поступят сигналы, что колеса опять набрали определенную скорость, клапаны будут перекрыты, давление жидкости снова возрастет (водитель ведь не отпускал педаль), кододки сожмутся, тормозя колеса, и, когда они снова начнут блокироваться, цикл повторится таким образом, водитель держит педаль выжатой, а блок управления и гидроагрегат, регулируя давление тормозной жидкости, то притормаживают колеса, то дают им провернуться и тем самым обеспечивают прерывистое торможение, при котором автомобиль сохраняет управляемость. Причем делается все это с немыслимой даже для тренированного Человека быстротой - в секунду система успевает 4-10 раз притормозить Колеса. В целом тормозной путь автомобиля с АБС уменьшается примерно на 8 - 10% на скользкой дороге, а на сухом асфальте, напротив, несколько увеличивается по сравнению с машиной без АБС.

Антиблокировочные системы бывают трех- и четырехканальные.

На заднеприводных и полноприводных автомобилях нередко устанавливают только три зубчатых кольца с датчиками. Два находятся на передних колесах (каждый на своем колесе), а скорость задних измеряет один, общий датчик. Зубчатое кольцо при этом - не на ступице, а на редукторе заднего моста. Соответственно в гидроагрегате только три электромагнитных клапана - два обслуживают передние колеса, один общий перекрывает контур, тянущийся к обоим задним колесам.

При четырехканальной схеме каждому из четырех колес полагается свое собственное зубчатое кольцо, свой датчик и свой клапан в гидроагрегате. Устройство переднеприводных машин с диагональным разделением тормозных контуров позволяет применять только четырехканальную АБС. К тому же такая схема позволяет более точно следить за скоростью каждого из колес.